Методические рекомендации по созданию интеллект карт




Интеллект карта, или карты мышления (mind-maps) — это отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать творческие задачи, а также возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения, совершенствовать.
Диаграмма связей, ментальная карта, интеллект-карта, карта мыслей, ассоциативная карта, майндмэп, mind map. Все эти термины обозначают способ фиксации процесса мышления, наиболее похожий на то, как рождаются и развиваются мысли и идеи в нашем мозгу. Мы расскажем о том, как овладеть навыком майндмэппинга.
Вы пользовались планами, списками и заметками тысячи раз, верно? И очень часто что-то в них кажется неправильным. Стоит лишь подумать над чем-то сложнее вбивания гвоздя в стену, как начинаются проблемы. Будто что-то ограничивает вас, сдерживает, мешает, противоречит самому процессу мышления. Так оно и есть.
Идеи растут и развиваются нелинейно. Одна мысль порождает ряд других, более узких и относящихся к какому-то отдельному аспекту решаемой проблемы. И вдруг вы осознаёте, что ваши умозаключения приводят вот к этому — бабах! Новая идея, относящаяся к изначальной проблеме, но уже совсем из другой категории. Наше мышление радиантно. Мы можем развивать любую идею практически бесконечно во все стороны.
Как совладать с таким неконтролируемым потоком? Как научиться фиксировать чистое творчество? Этим мы и займёмся. Начнём с основы. Так или иначе, при размышлениях мы отталкиваемся от какой-то базовой, ключевой, фундаментальной проблемы, предмета размышления — центральной темы. Эта тема должна быть чётко определена и зафиксирована. Нелинейное радиантное мышление требует отказаться от списков и последовательностей. Попробуем записывать всё вокруг центрального объекта размышления. Ключевая идея порождает несколько основных крупных идей, каждая из которых, в свою очередь, развивается, конкретизируется в виде ещё более мелких идей. Любая более мелкая мысль связана с какой-то более глобальной. Давайте просто обозначим эти связи линиями, добавим ещё немного графической составляющей. Что получилось? Та самая карта мыслей, один из вариантов которой Тони Бьюзен продвигал много лет назад. На самом деле, визуализация процесса мышления применяется людьми не одну сотню лет, а карта мыслей является лишь одним из наиболее простых и универсальных способов отображения. При более глубоком изучении можно обнаружить не одну и даже не пять методик составления карт мыслей. И практически в каждой из них есть совет: вырабатывайте свой стиль. Говоря проще, свою карту мыслей надо делать не в строгом соответствии с тем, как это было когда-то кому-то удобно.
Основные идеи майндмэппинга были описаны выше, и вы их прекрасно понимаете. Заметьте, эти идеи сами по себе отрицают какие-либо формальности. Кто-то рисует карты мыслей влево и вправо, кто-то сверху вниз, кто-то «солнышком». Ваша задача — научиться успевать в понятной для вас форме фиксировать ход мыслей. Так, как удобно вам. Остальное не имеет значения.
Бумага или приложение. В теории для карты мыслей нужно много места. Листа А4, скорее всего, не хватит, особенно если у вас размашистый стиль изображения. Покупать А3 и носить его с собой не кажется лучшей идеей, а использование только своего уютного столика для майндмэппинга не очень вписывается в реалии жизни: мысли посещают нас везде. Кроме того, цифровые карты мыслей более функциональны. Они компенсируют индивидуальные недостатки почерка и общей кривизны рук мыслящего. Также цифровые карты мыслей избавляют от необходимости носить с собой набор цветных ручек или карандашей и позволяют «волшебным» образом прикреплять к картам какие-то дополнительные данные. По этим причинам лучше выбрать цифру. В идеале такое программное обеспечение должно быть кросс-платформенным, чтобы вы могли работать со своими мыслями где угодно: дома, в офисе, в метро и на даче. Минимально достаточной будет связка из приложения для вашего смартфона или планшета (либо нормально сделанная мобильная версия сайта), а также десктопная веб-версия или клиент. Для выбора более подходящего сервиса рекомендуется посмотреть на описание функций и визуальную реализацию каждого из них. Распознать «родной» сервис или приложение в данном случае чрезвычайно просто: смотрите на скриншоты. Выглядят хорошо и сразу всё понятно? Вы рисовали бы так же? Отлично, вот ваш кандидат.
Центр карты
Любая карта начинается с основной темы, идеи, располагающейся в центре. Иногда это можно назвать сутью размышлений. К примеру, если продумывается способ достичь какой-то жизненной цели, основная тема может называться «источники дохода» или «отказ от курения».
Радиальные карты наиболее соответствуют человеческому образу мышления. Можно начать формирование карты с правого верхнего угла и двигаться по часовой стрелке. Впрочем, это лишь вопрос предпочтений.
Темы первого уровня
Сюда попадают ключевые категории, ступени и главы, относящиеся к центральному вопросу. В процессе мозгового штурма вы сами начнёте понимать, какие из выделенных тем более важны и заслуживают попадания на первый уровень, а какие не столь значительны и могут быть отнесены к какой-то более глобальной теме. Таким образом начнёт формироваться иерархия карты, которую можно изменять в процессе.Темы первого уровня имеют короткие названия, ведь, по сути, это категории, которые помогают выстроить мысли. Иногда, если категории излишне абстрактны, к ним можно прикреплять изображения. Это создаёт ассоциации с содержанием категорий и позволяет быстро распределять идеи между ними. По общепринятым понятиям изображение всегда является более мощным, нежели текстовое название, но иногда картинки используют в большей степени для презентаций.
Развитие
Второй уровень тем — это место, где начинают формироваться идеи. Это может быть конкретизирующее заключение, завершающее родительскую тему, либо отдельная идея, относящаяся к родительской теме. В большинстве случаев названия тем второго уровня по-прежнему коротки и состоят из одного-двух слов. Если карта довольно проста и содержит не более трёх уровней, второй уровень может быть представлен предложениями или темами с прикреплёнными к ним заметками.
Конкретизация
Третий и последующие уровни — это конкретизация идей. Сюда, как правило, не переходят, пока не закончен и не упорядочен второй уровень. Но, если речь идёт о теме второго уровня, у которой, скорее всего, будет мало «дочек» третьего уровня, лучше добавить их сразу. Таким образом, когда вы доберётесь до третьего уровня от прочих категорий, он будет более организованным и продуманным. При необходимости на этом уровне можно прибегать к описательным фразам. Выход за четвёртый уровень нежелателен, так как это снижает удобство чтения карты в целом. Если требуется дальнейшая конкретизация, имеет смысл перейти к прикрепляемым заметкам. Если нужно детальное описание, то это, безусловно, должна быть заметка. Если карта получается слишком большой, предпочтительно делить её по «плавающим» темам либо создать новую карту, ссылка на которую есть в основной карте.справления.
Мозговой штурм
Процесс начинается с идеи. Иногда это случайная идея. Когда вы фиксируете её, появляются новые мысли, относящиеся к той, которую вы сейчас печатаете. По ходу дела у вас проскакивает идея, относящаяся к другой теме. Всё это происходит лавинообразно, и поэтому карта мыслей так хороша. Вы не ищете правильного места для записи, а просто фиксируете идею где-то рядом с центральной темой. Определить место этих идей можно и позже.
Доработка
На самом деле, в процессе активного наполнения карты идеями чрезмерное внимание к правильной иерархии излишне. Перемещать темы необходимо лишь в случае, если текущая схема противоречит ходу мыслей. Цифровые карты мыслей позволяют выполнять такие манипуляции мгновенно. Зачастую тема второго уровня не только перемещается к более подходящему для неё родителю, но и сама становится на уровень выше. Так происходит, когда вы вдруг осознаёте ценность случайной второстепенной идеи. Иногда такие перемещения имеют смысл, иногда нет.Прелесть цифровых карт мыслей в том, что после окончания мозгового штурма у вас будет достаточно времени, чтобы всё хорошо обдумать и доработать с минимальными усилиями. Сделайте наброски грядущих переработок карты с помощью связей, выносок и заметок. Большинство приложений позволяют работать с так называемыми плавающими темами. Эти темы не привязаны к центральной и создают дополнительные карты в текущем проекте. Идеальное применение для плавающей темы — это превращение её во временное хранилище, буфер, транзитную площадку для идей, которым сложно прямо сейчас найти место на карте, но которые не так значимы, чтобы стать темами первого уровня. Эти идеи либо найдут своё место на текущей карте, либо перейдут в другую, либо сами станут центральными темами.
Сортировка
Когда все мысли и идеи перенесены на карту, можно их сортировать. Делать это просто. Перемещаясь от центра к периферии, вы будете видеть нестыковки, пути улучшения, места, где темы нужно передвинуть, повысить или понизить в уровне. По факту в эти моменты вы продолжаете мозговой штурм. Вы создали концепцию и теперь естественным путём улучшаете её.
Если ваша карта включает концепции, которые в финале должны быть представлены упорядоченным списком, то сейчас самое время заняться этим. Как говорилось выше, можно начинать заполнение карты с верхнего правого угла и двигаться по часовой стрелке. Интуитивно вы захотите поместить туда первую по списку идею, и далее по нисходящей. Как видите, у вас уже есть алгоритм сортировки. Когда карта приведена в порядок и в неё внесены все пришедшие с запозданием идеи, можно приступать к осмотру карты.
Проверка
Карту мыслей очень легко проверить на наличие изъянов, но это справедливо только для её создателя, причём только в короткой перспективе. На ранней стадии карта быстро становится непонятной, а потому главная задача здесь — убедиться в отсутствии бессмыслицы для того, кто следующим увидит карту.
По мере создания карты некоторые идеи в ней теряют смысл и ценность. Проверка позволяет обнаружить и отсеять такие идеи.
Проверка происходит по тому же принципу, что и сортировка: от центра к периферии. Берём одну ветку и проходим по ней. Всё осмысленно? Замечательно. Нашли устаревшую мысль? Удалите. Мысль более уместна в другой ветке? Переместите.
Периодически вы можете сталкиваться с дубликатами идей в разных ветках. Их наличие сбивает с толку вас и сделает то же самое с теми, кто посмотрит на карту потом. Исключайте повторы, оставьте идею там, куда она более всего подходит, либо ищите другие способы избавления от репликаций.
Проверка поможет осознать, действительно ли идея стоящая. Если же вы засомневались или зашли в тупик, значит, нужно либо забыть об этой карте, либо вернуться к ней позже.
Полировка
Полировка делает карту полезной. Достигнув желаемого уровня визуализации, вы сделаете карту понятной другим. С этого момента ваша нематериальная идея готова превратиться во вполне реальный рабочий проект.
Презентация
Многие из представленных выше приложений позволяют превратить статичную карту в динамичную презентацию. Mindjet MindManager и MindMeister позволяют оживить карту мыслей, причём режим показа в MindMeister дополнительно реализует эффекты зума и подсветку заданных частей карты. iThoughtsX, в свою очередь, умеет экспортировать файл карты в презентацию PowerPoint.
Методика рисования карты от Тони Бьюзена
Законы интеллект-карт разделяются на законы содержания и оформления и законы структуры.
Законы содержания и оформления. Используйте эмфазу
  • всегда используйте центральный образ
  • как можно чаще используйте графический образ
  • для центрального образа используйте 3 и более цветов
  • чаще придавайте изображению объем
  • пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видом эмоционального восприятия)
  • оптимальное размещение всех элементов на карте
  • расстояние между элементами должно быть соответствующее
  • стрелки для связей между элементами
  • разные цвета стрелок и элементов
  • кодирование информации
  • одно ключевое слово – одна линия
  • печатные буквы
  • ключевые слова над линиями
  • линия = длине слова
  • использовать соединение линий с главным образом
  • главные линии плавные и жирные
  • ограничивать блоками важную информацию
  • образы предельно ясные
  • ориентация листа – альбомная
  • вырабатывать собственный стиль
Законы структуры
  • соблюдать иерархию мыслей
  • использовать номерную последовательность в изложении мыслей

Отправить комментарий

0 Комментарии